Суббота 27 апреля 2024

Горячее тиснение на папках

Тиснение на коже это техника художественной обработки кожи, бархата и некоторых других материалов (картона и т. д) для получения на их поверхности рельефных изображений путём выдавливания.

Тиснение золотом на книге

Штампы для горячего тиснения обычно изготавливают из латуни, меди, реже - из стали с применением копировальных процессов.

С оригинала получают негатив с прямым изображением текста или рисунка и получают копию с зеркальным изображением на металлической пластине толщиной до 8 мм. При копировании светочувствительный слой задубливается и теряет способность растворяться в воде. Полученную копию проявляют водой, дополнительно задубливают химическим путем и (или) обжигом, после чего копии на латуни и меди травят для получения требуемого рельефа хлорным железом.

Возможно также использование механического и ручного гравирования.

Вместо латунных штампов иногда используют цинковые или магниевые клише, но их тиражестойкость значительно ниже, и при тиснении они менее подходят для воспроизведения мелких деталей.

Процесс тиснения по фольге выполняется на позолотных прессах, одна из плит которых (обычно - верхняя) снабжена электронагревом. Штамп прикрепляется к верхней плите, а переплетные крышки одна за другой подаются на нижнюю плиту и в момент тиснения фиксируются в требуемом положении под штампом; между штампом и крышкой помещается сматываемая с рулона на рулон лента полиграфической фольги.

Полиграфическая фольга для тиснения является традиционным материалом, используемым для тиснения на переплетных крышках, а специальные ее виды - для золочения обрезов. Она выпускается трех типов (бронзовая, металлизированная и пигментированная) и множества цветов. Бронзовая и металлизированная предназначены для тиснения под золото и серебро.

Фольга для тиснения состоит из лавсановой пленочной основы (подложки), на которую последовательно нанесены восковой разделительный слой, прозрачный бесцветный или цветной лак, напыленный в вакууме тонкий слой алюминия и слой термоплавкого клея. В фольге "под золото" лак имеет желтый цвет, а для имитации серебряного тиснения лак применяется бесцветный.

 

Основные составляющие фольги для тиснения

При работе позолотного пресса в момент плотного контакта горячий штамп расплавляет восковой и клеевой слои и при большом давлении сглаживает фактуру переплетного покровного материала и склеивает с ним все слои фольги, за исключением основы.

Тиснение может быть выполнено фольгой разного типа и цвета за несколько прогонов. Штампы для тиснения должны иметь сравнительно широкие штрихи букв и рисунков, поскольку четкие изображения мелких деталей при тиснении возможны лишь на очень гладкой поверхности при минимальном углублении давящих элементов в материал крышки. Для сглаживания шероховатой поверхности переплетной крышки иногда прибегают к блинтовому бескрасочному тиснению, что позволяет значительно повысить четкость красочного изображения.